Роль социальных сетей в избирательных кампаниях политиков

В основе политической жизни лежит акт голосования. Политики, желающие быть избранными, должны реагировать на предпочтения своих избирателей. И в этом отлично помогают социальные сети.
Одним из примеров успешной веб-политики стали президентские выборы в США в 2008 году. Широкое использование интерактивных инструментов (социальных сетей) в избирательной кампании значительно способствовало успеху кандидата от Демократической партии. В то время еще нестандартные формы политической коммуникации, направленные на молодежь и тех, кто голосовал впервые, обычно оторванных от политики и глухих к традиционным призывам, блестяще сработали – Барак Обама стал президентом.
Телевизионные новости вместе с печатными и онлайн-газетами все еще являются важнейшими источниками политической информации. Но социальные медиа быстро приобретают значение в политике. Такие платформы как Twitter, Facebook, YouTube, Tik Tok и другие предлагают новые способы стимулирования участия граждан в политической жизни, где выборы играют центральную роль.
Возможность прямого общения с избирателями через социальные медиа важна для агитации, так как политики непосредственно сталкиваются с пользователями интернета с довольно специфическими демографическими характеристиками и политическими интересами. Это позволяет более быстро и целенаправленно охватывать граждан без промежуточной роли СМИ, при этом:
– онлайн генерируются реакции, отзывы, разговоры и дебаты, а также поддержка и участие в офлайн-событиях;
– сообщения, опубликованные в социальных сетях, приумножаются благодаря репостам, позволяющим охватить новую аудиторию.
Этому способствует исследование поведения пользователей социальных сетей такими компьютерными системами, как Scai4Twi (анализ микроблогов Twitter), Google Analitycs, BrandSpotter и другие.
Также социальные сети из-за низкого уровня расходов на них и широкого охвата электората могут выровнять условия игры для политических кандидатов, потому что позволяют принять участие в выборах людям с ограниченными ресурсами. Например, в Италии движение M5S и его лидер Беппе Грилло быстро развились, став значительными политическими игроками, используя социальные медиа для привлечения единомышленников к виртуальным и реальным политическим действиям. За это Беппе Грилло может поблагодарить Facebook.
Особенностью контента, которая может мобилизовать граждан, является кадрирование конфликтных новостей, то есть сосредоточение новостей на разногласиях между политическими актерами. Такая информация показывает электорату, что есть на кону и что выбрать.
Но социальные сети используются не только для решения политических тем, важных для массовой аудитории, но и выполняют следующие функции в избирательных кампаниях:
– продвижение проблемных позиций;
– демонстрация полезных черт личности;
– улучшение узнаваемости имени депутата или названия партии.
Социальные медиа изменили структуры и методы современной политической коммуникации, влияя на то, как политики взаимодействуют с гражданами и друг с другом.
Избиратели и депутаты в социальных сетях: кто они?

Проведено большое количество исследований по важности социально-демографических факторов в выборах. Люди постарше и люди с высшим образованием чаще участвуют в выборах, чем молодежь и малообразованные люди. Также известно, что более половины потенциальных избирателей размещают сообщения в социальных сетях, более 60% читают новости в Интернете. Хотя, например, в ЕС от 50 до 80% граждан не менее 4 раз в неделю смотрят телевизионные новости, а аудитория газет – 30-70%. Эти цифры подтверждают актуальность традиционных СМИ, однако широкое использование Интернета быстро меняет избирательные процессы.
Согласно исследованиям, 440 из 736 депутатов Европарламента имели официальные веб-сайты и страницы в социальных медиа. Пожилые депутаты реже имеют персональную веб-страницу. Наиболее поразительные отличия проявляются в уровне интерактивности:
– группа 30-39 лет представляет высокую интерактивность (55% веб-сайтов);
– у группы свыше 70 лет низкая интерактивность (до 17%).
Интересно, что женщины-депутаты Европарламента чаще имеют личную веб-страницу, чем их коллеги-мужчины (82%).
Какого пола или возраста не был бы кандидат, ему не помешает поддержка избирательной кампании в социальных сетях. И в этом помогут специалисты Mas Agency.
Использование Facebook и Twitter кандидатами на выборах
Западные политики используют Facebook для целей, связанных с предвыборной кампанией, и предпочитают Twitter, чтобы комментировать современные политические события. Это связано с особенностями аудиторий этих сетей и разной архитектурой платформ.
В Twitter большинство аккаунтов пользователей общедоступны (даже для незарегистрированной аудитории). Его использование сосредоточено вокруг тем, а функция ретвита способствует распространению политической информации за пределы прямой аудитории.
В Facebook большинство аккаунтов являются приватными, и их использование базируется на односторонних или взаимных дружеских связях. Информация перемещается через эту среду медленнее благодаря алгоритмической фильтрации содержимого. Таким образом, аудитория публикаций в Facebook преимущественно состоит из людей, которые уже «ругают» страницу кандидата.
Среди самых активных пользователей Twitter - политические элиты и влиятельные люди. Журналисты, например, считают Twitter более ценным для подачи новостей, тогда как используют Facebook преимущественно для частных целей и как индекс общественного мнения.
Вообще политики используют Facebook и Twitter по-разному. Доля сообщений, связанных с темами кампании, составляет 42,3% в Facebook, 26,1% в Twitter. Политические дебаты занимают большую часть твитов политиков для обсуждения таких тем, как инфраструктура, закон и порядок.
Интересный факт: кандидаты от прогрессивных партий являются активными пользователями Twitter как инструмента агитации, тогда как консерваторы почти отсутствуют в сети.
Выборы и социальные сети в Украине
Новейшие технологии избирательных кампаний не обошли и наше государство. Самые известные люди страны поняли, что признак прогрессивности – присутствие политика в Интернете, а именно в социальных сетях. По меньшей мере, 10% депутатов Рады имеют страницы в social networking service. Блог Юлии Тимошенко в Twitter читают более 200 тысяч человек. Если бы это были читатели печатной на бумаге газеты, ее тираж стал бы самым большим за все годы независимости.
Подписчиков Арсена Акакова в Фейсбук более 400 тыс., у Петра Порошенко – 2,5 млн., у Владимира Зеленского – более 3,1 млн. 17 млн. украинцев являются пользователями интернета, и большинство из них активно присутствуют в ФБ, Твиттере, Инстаграме или Тик Токе. Что это, если не аргумент использовать социальные сети в избирательных кампаниях?
В портфолио выполненных проектов Мас Эдженси можно увидеть партии «Слуга народа», «Батькивщина», «Европейская солидарность», а также на сайте отзывы удовлетворенных нашим сотрудничеством депутатов. Надеемся на вашу победу на следующих выборах с нашей помощью в социальных сетях!