Рекомендации для политических партий по отчетности за политическую рекламу в Интернете
Согласно ст. 17 Закона Украины «О политических партиях в Украине», политические партии обязаны предоставлять в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции отчет об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Одной из статей расходов партий являются расходы на рекламу.
Безусловно, отчетность за политическую рекламу является чрезвычайно важной составляющей демократического процесса. В современном цифровом мире, где реклама стала одним из основных инструментов влияния на общество, прозрачность и ответственность в этой сфере становятся неотъемлемой частью обеспечения честных и справедливых выборов. Особенно важно, чтобы политические партии придерживались четких правил и стандартов отчетности за свою рекламную деятельность.
На сегодняшний день реклама партий, размещаемая в интернете, в частности, в социальной сети Facebook, относится к политической рекламе. Политическая реклама — информация в любой форме, распространенная в любой форме, которая имеет на цель популяризацию деятельности политической партии (организации партии), привлечение внимания к деятельности политической партии (организации партии) и ее позиции по вопросам общегосударственного (местного) значения. К политической рекламе также относятся использование символики или логотипов политических партий (организаций партий), сообщения о поддержке политической партией (организацией партии) зрелищных или иных публичных мероприятий или привлечение внимания к участию в таких мероприятиях политической партии (организации партии)».
В связи с этим, при запуске политической рекламы необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
1. Если при запуске политической рекламы на Facebook в предупреждении указано, что она оплачена непосредственно самой партией.
Такие рекламные кампании необходимо прямо оплачивать с партийного счета и уплачивать налог (20% — налог). После этого отразить это в финансовом отчете партии.
2. Если при запуске политической рекламы на Facebook в предупреждении указано, что она оплачена частным лицом.
Такие рекламные кампании можно оплачивать с частного счета (карты) физического лица. При этом налоги (20% — налог) автоматически будут удерживаться при списании с карты. В финансовом отчете партии эта сумма, на которую была оплачена реклама, должна быть проведена как благотворительный взнос от лица, указанного в рекламном объявлении, как оплатившего рекламу.
В этом случае ВАЖНО выбирать платежеспособных благотворителей, которые могут подтвердить происхождение средств.
3. Если при запуске политической рекламы на Facebook в предупреждении указано, что она оплачена юридическим лицом (ООО, ИП и т.д.).
При запуске таких рекламных кампаний необходимо заключить договор с определенным юридическим лицом (ООО, ИП и т.д.), в котором четко прописать условия предоставления услуг рекламы в социальных сетях. Официально оплатить за услуги этого юридического лица счета партии, в том числе учитывая налоги (20% — налог, 5% — единый налог). После этого отразить это в финансовом отчете партии.
Дополнительно следует выделить ситуацию, когда реклама запускается частным лицом, причастным к политической партии (руководство партийной организации, депутаты) со своей персональной страницы.
В таком случае, Закон допускает размещение депутатами и партийными активистами политической рекламы со своих персональных страниц и расходы на нее не должны быть внесены в партийный отчет в НАЗК. Однако существенным условием является то, что реклама должна касаться освещения личной деятельности, программы, позиции и т. д. Если же на таких страницах будет размещена реклама деятельности конкретной партии или партийного отделения - она может быть расценена как политическая реклама партии, поэтому рекомендуем этого избегать.
ВАЖНО! В период войны Facebook ограничил публичное показ рекламодателей рекламы и доступ к рекламному центру страниц с отчетами (в настоящее время для всех рекламных кампаний указывается, что оплачено «Рекламодателем из Украины»). Но после Победы, доступы к центрам рекламы будут открыты и все запущенные рекламы окажутся в публичном доступе, в т. ч. с указанием рекламодателя.
Маркетинговое агентство “Mas Agency” имеет большой опыт официального сотрудничества с политическими партиями по настройке, запуску и управлению их политическими рекламными кампаниями. Таким образом, наши специалисты могут предоставить комплексные услуги, включая стратегическое планирование рекламной кампании, разработку креативных концепций, медиа-планирование и распространение рекламы. В сотрудничестве с нами вы можете быть уверены в эффективности и законности вашей политической рекламы.
Подробнее о политическом продвижении и политическом пиаре в Интернете от компании «Mas Agency» читайте по ссылке — https://mas-agency.com.ua/ru/services/politics/